Этот процесс является качественным показателем работы складского комплекса в целом, характеризуя эффективность взаимодействия между всеми подразделениями.
Процесс состоит из нескольких этапов:
Первый этап обычно входит в обязанности сотрудников коммерческого отдела. Прием заказов происходит либо в телефонном режиме, факсимильным сообщением, либо по электронной почте. Если заказ приходит в электронной форме, то присылаются, как правило, бланки заказов (общепринятыми являются форматы *.xls, либо формат баз данных *.dbf).
Заказ должен содержать в себе:
Артикул указывается по договоренности, хотя он не относится к обязательным атрибутам заказа. В тех случаях, когда поставщик товара берет на себя 100% возврат просроченной продукции, существует понятие автозаказа. Данный процесс осуществляет либо торговый представитель, либо менеджер по формированию заказов компании, опираясь на остатки и продажи каждого вида товара у своего покупателя.
В процессе сотрудник коммерческого отдела обычно видит остатки того, либо иного товара. В случае, когда необходимой позиции нет в наличии, он должен сообщить об этом заказчику, и предложить ему увеличить объем товара на аналогичную позицию.
Нередко при определенных условиях сотрудникам приходится работать в авральном режиме. Обычно это происходит в следующих ситуациях:
Довольно часто на распределительных центрах для розничных магазинов можно видеть картину, когда заказы от покупателей поступают поздно вечером, а отправить продукцию нужно уже рано утром. Это особенно актуально, когда у продукции малые сроки реализации, и владельцы магазинов, для того, чтобы не допустить просрочки, ждут окончания наплыва покупателей, чтобы сделать заказы по относительно корректным остаткам. Склад может решить данную проблему, организовав ночную рабочую смену для работников коммерческого отдела и работников отдела комплектации заказов.
Некоторые магазины, в зависимости от спроса, могут присылать несколько заказов в день, либо делать незапланированные срочные заказы. Эти факторы значительно увеличивают нагрузку на работников коммерческого отдела. Для устранения таких нагрузок необходимо при заключении контракта, в договоре поставки четко прописать индивидуальный график поставки продукции. Как правило, заказ на 1-2 дня предшествует дню поставки. В графике, как правило, указывается, в какой промежуток времени он должен быть готов к отгрузке. В случае, если клиент не желает заказывать товар по определенному графику, то снизить количество дополнительных и срочных заказов можно, не предоставляя дополнительных скидок на товар, а также введением наценки на срочные заказы. Применение таких фискальных мер должно быть четко продумано и оправдано. О них стоит отдельно предупредить заказчика.
Проблему нескольких заказов на одну дату поставки может решить автоматизацией процесса: в течении рабочего дня в учетную программу из электронной почты могут загружаться бланки заказов от покупателей, в случае, если от одного поставщика заказов будет несколько, то в программе они объединяются в один общий и обрабатываются соответственно.
Идентификация одного и того же заказа происходит по следующим параметрам:
Далее сотрудники коммерческого отдела передают информацию в отдел комплектации и упаковки товара. Данный процесс является очень важным и ответственным, так как здесь более всего задействован человеческий фактор, а, следовательно, в большей степени возможны ошибки. Свести их к минимуму во многом поможет адресная система хранения на складе. Наличие последующего контроля над правильностью комплектования заказа со стороны кладовщиков-контроллеров также положительно влияет на качество работы.
Немаловажным качественным показателем является скорость комплектации товаров. Правильная организация маршрутов складских работников в значительной мере повышает эту скорость. Ее принцип сводится к тому, чтобы исключить лишние перемещения рабочего персонала и вспомогательной погрузочной техники. Такие маршруты изначально планируются в процессе разработки складских помещений, они должны проходить по самому краткому пути обхода мест отбора товаров. Нежелательно дважды выполнять работы в одном и том же проходе. Лучше всего, если маршрут будет начинаться в самом дальнем месте от выхода в складское помещение, а закончится ближе к выходу. Это делается с целью уменьшения усилий для перемещения товара, предназначенного для последующей комплектации.
Одним из самых эффективных методов снижения трудозатрат на комплектацию продукции является поставка товара стандартными фабричными упаковками (ящик, пак, паллета, и т.д.). Этот вопрос в самом начале коммерческий отдел должен оговорить с заказчиками. В данной ситуации подводным камнем может быть ошибка в определении количества единиц продукции на одну общую упаковку. Например, это довольно распространено при комплектации консервов в железных банках. В одном ящике находится 36 банок, в другом – 32 банки. Чтобы не допускать подобных ошибок, работники склада обязаны знать ассортимент склада или это должно учитываться при установке программного комплекса по контролю и управлению грузопотоками склада.
Метод объединения заказов в единую партию на сегодняшний день пользуется достаточно большой популярностью. Данный метод наиболее актуален в случаях развоза товара автомобилем в одном направлении. Главным преимуществом такого метода является единый маршрут комплектовщика заказов, который значительно экономит время на перемещении приблизительно пропорционально количеству заказов в партии. Но при сортировке товара по заказчикам дополнительное время, все же, затрачивается. Некоторые склады успешно пользуются практикой, когда процесс сортировки возлагают непосредственно на экспедитора при выгрузке товара покупателю.
Вернуться обратно к спискуРасскажите о нас своим друзьям! |